Фото: Екатерина Борисова / Wikimedia Commons

Балтийский вокзал

Балтийский железнодорожный вокзал — один из пяти вокзалов Санкт-Петербурга. Он располагается в Адмиралтейском районе на набережной Обводного канала и это единственный в городе вокзал, который не обслуживает поезда дальнего следования. Если говорить про загруженность, то каждый день его услугами пользуются около 120 тыс. чел. В 1853 г. власти Российской империи задумались о сооружении железнодорожного пути до Петергофа.

Однако, в это время Россия вела кровопролитную и очень затратную Крымскую войну. Поэтому в казне средств на что-либо другое катастрофически не хватало. На помощь государству пришел крупный финансист, управляющий Госбанком России, барон Александр Людвигович фон Штиглиц. Совместно с бароном Константином Карловичем Фелейзеном он решил профинансировать сооружение этой железной дороги.

Здание вокзала было возведено и до 1872 г. вокзал назывался Петергофским. Движение поездов открылось в июле 1857 г. От станции отошел поезд с 14 вагонами, где расположилось три сотни пассажиров и спустя 70 минут их уже встречали на перроне Петергофа. В числе пассажиров находились члены правительства и барон Штиглиц. Позже этой дорогой часто пользовались императоры: Николай I и Александр II.

Спустя 7 лет железная дорога была продлена до Ораниенбаума (совр. Ломоносов) и ее протяженность составила 45 км. В 1860 — 1870 гг. железную дорогу соединили новой линией с Красным Селом, а через него по Балтийской железной дороге — с Гатчиной, Нарвой, Ревелем (совр. Таллин). Протяженность ж/д составила уже 413 км. Она быстро завоевала популярность у жителей и летом из города выезжали почти все — от студентов до высокопоставленных чиновников.

Описание

В декабре 1872 г. на перроне Петербурга торжественно встречали первый поезд из Ревеля, и вокзал стал называться Балтийским. Отметим, что современное здание вокзала возведено в 1855 — 1858 гг. по проекту архитектора Александра Ивановича Кракау. За образец было взято здание Восточного вокзала в Париже. Однако талантливый мастер значительно переработал проект и здание было построено в форме буквы П.

Зал ожидания на Балтийском вокзале в Санкт-Петербурге
Фото: Алексей Фёдоров / Wikimedia Commons

По бокам Балтийского вокзала были построены двухэтажные флигели. Один из них был предназначен для семьи императора. Во флигеле справа были расположены: кассы, отделение для приема и выдачи багажа, туалеты и несколько скромных гостиничных номеров. Перроны закрыли стеклянными перекрытиями. Для удобства пассажиров на центральном фасаде установили часы «Павел Буре» и они показывают точное время и в наши дни.

В 1931 — 1932 гг. здание Балтийского вокзала было реконструировано, появился просторный зал ожидания. Нужно сказать, что с 1933 г. вокзал стал принимать и отправлять лишь пригородные электрички и по объёму этого пассажиропотока в настоящее время входит в число крупнейших в Российской Федерации.

В 1955 г. слева к зданию пристроили наземный вестибюль станции метрополитена «Балтийская». Над входами разместили портреты знаменитых российских флотоводцев. В 2001 г. в здании вокзала прошел капитальный ремонт, а весной 2003 г. оно было оснащёно турникетами. С Балтийского вокзала Санкт-Петербурга электрички отправляются в Красное село, Ломоносов, Капище, Гатчина, Луга и др.

Именно в эти небольшие городки направляются тысячи россиян и туристов изо всех уголков планеты, чтобы своими глазами увидеть сказочный Петергоф и полюбоваться его невероятными фонтанами, осмотреть Китайский дворец в Ораниенбауме, прогуляться по чудесному парку Гатчины. В следующих наших материалах мы переходим к новой рубрике и расскажем вам про аэропорт Шереметьево в Москве, где вы узнаете онлайн расписание самолетов, направления рейсов, а также какие услуги оказываются для пассажиров.