Фото: Александр Гирёв / Wikimedia Commons

Витебский вокзал

В Санкт-Петербурге в настоящее время насчитывается 5 вокзалов, от которых железнодорожные пути расходятся в разные уголки нашей необъятной страны. Один из них — Витебский вокзал. Он считается объектом культурного наследия Российской Федерации и отсюда поезда отправляются в Беларусь, а также ближайшие города и поселки Ленинградской области.

Нужно сказать, что этот вокзал стал первым в Российской Империи. Правда, сначала он именовался Санкт-Петербургским, а с 1900 г. — Царскосельским. После революции в 1918 г., Царское Село было переименовано в Детское Село, и вокзал стал называться Детскосельским. Витебским вокзалом он стал только в 1935 г.

Сначала для Царскосельской ж/д хотели возвести каменное здание на берегу реки Фонтанка около Обуховского моста. Однако по каким-то причинам владелец не согласился продавать этот участок. Летом 1837 г. на небольшом участке Загородного проспекта началось сооружение временного деревянного здания. В конце октября открылось движение на участке С.Петербург — Царское Село.

В 1849 — 1851 гг. по проекту Константина Тона было возведено каменное сооружение, а в 1876 г. здание было капитально реконструировано. В начале 1900 г. Царскосельскую ж/д выкупило общество Московско-Рыбинской ж/д. Поэтому было решено построить более солидное здание и специальный павильон для поезда Императорской семьи. Павильон был достроен к концу 1901 г. На следующий год приступили к возведению нового вокзала.

Описание

В 1904 г. было окончено сооружение линии от Павловска до Витебска, и 1 августа вокзал распахнул свои двери для пассажиров. В Российской Империи вокзал стал одним из первых общественных зданий в стиле модерн. Планировка здания Витебского вокзала в Санкт-Петербурге достаточно необычна для того времени. Здание имеет необычный купол и часовую башню.

Парадный зал на Витебском вокзале в Санкт-Петербурге
Фото: TorySevas / Wikimedia Commons

Северный фасад тянется от башни с часами до вестибюля и перехода. Козырьки над входами в здание ажурного плетения и выполнены по чертежам известных дизайнеров. Пассажиров на Витебском вокзале в Санкт-Петербурге встречает просторный вестибюль и роскошная парадная лестница.

Она имеет мраморные перила и красивые вставки из бронзы. При освещении зала широко используется естественное освещение и в солнечные дни свет обильно льется из витражных окон. В пасмурные дни, когда город затянут тучами, а в Петербурге это не редкость, зал освещают светильники.

На фасаде вестибюля Витебского вокзала — большой ризалит с витражной аркой. Нужно сказать, что её оформление напоминает арку на здании магазина братьев Елисеевых на Невском проспекте, который в 1902 — 1903 гг. был построен по проекту архитектора и издателя Гавриила Васильевича Барановского.

Зал ожидания на Витебском вокзале в Санкт-Петербурге
Фото: Florstein / Wikimedia Commons

Парадный вход вокзала украшают гербы Санкт-Петербурга и Витебска, которые были конечными пунктами этой железнодорожной линии на момент строительства вокзального здания. Часовая башня вокзала имеет очень эффектный силуэт и сразу привлекает внимание прохожих.

В 1956 г. рядом с Витебским вокзалом был возведен наземный вестибюль станции метрополитена «Пушкинская». В 2008 г. открылась пересадочная с ней станция «Звенигородская». Обратите внимание, что с Витебского вокзала поезда отправляются в направлении Гомеля, Гродно, Бреста, Ростова и др. На территории работают кафе и магазины, где вы сможете перекусить и купить все необходимое с собой в дорогу.

Восточный фасад имеет особое назначение и большая часть пассажиров дальнего следования использует именно эту часть здания. С западного фасада Витебского вокзала действует отправление пригородных электричек, которые пользуются огромной популярностью у жителей культурной столицы России. В следующем нашем материале мы расскажем вам про Балтийский вокзал в Санкт-Петербурге, где вы узнаете го краткую историю, расписание поездов и стоимость билетов.