Фото: Mike1979 Russia / Wikimedia Commons

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея — государственный художественный музей в Москве, который был создан благодаря Павлу и Сергею Третьяковым. Нужно сказать, что сейчас — это одно из самых крупных в мире собраний русского изобразительного искусства. История галереи начинается с 1856 г., когда Павлом Третьяковым были приобретены первые картины, а в 1867 г. она распахнула свои двери для посетителей.

В то время коллекция состояла из: 1276 картин, 471 рисунка, 10 скульптур и 84 полотен зарубежных художников. Отметим, что сейчас в экспозиции Третьяковской галереи уже более 180 тыс. предметов искусства и изделий из драгоценных металлов. Основателем галереи стал промышленник и меценат Павел Михайлович Третьяков. В Костроме они с младшим братом основали мануфактуру по выпуску изделий изо льна.

Этот проект оказался очень успешным и приносил хорошую прибыль. Позже, оба брата стали увлекаться коллекционированием. Павел собирал произведения русских художников, а Сергей — полотна европейских мастеров. В 1856 г. Павел Третьяков купил два полотна: «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова.

Искусствоведы считают, что это были не первые приобретенные Третьяковым картины, но документов о более ранних покупках не сохранилось. Павел Михайлович мечтал основать доступный для общества музей предметов искусства, который бы приносили людям пользу и удовольствие. В 1862 г. Третьяков приобрел полотно «Сельский крестный ход на пасхе» Василия Григорьевича Перова.

История

На картине художник в стиле антицерковной сатиры изобразил подвыпивших людей. Властям картина не понравилась и художник был допрошен в полицейском участке. Позже П. Третьяков приобрел несколько произведений т. н. «передвижников»: «Пётр I допрашивает царевича Алексея…», а также работы Николая Николаевича Ге, Ивана Ивановича Шишкина, Алексея Петровича Боголюбова, барона Михаила Константиновича Клодта фон Юргенсбурга и других.

Зал с картинами в Третьяковской галерее
Фото: Shakko / Wikimedia Commons

Значительное влияние на расположение картин в экспозиции оказал И.Н.Крамской. В 1867 г. Третьяков открыл для посещения свою усадьбу в Лаврушинском переулке. На следующий год он был избран почётным членом общества Академии художеств, и это позволяло ему официально поддерживать молодых художников: Василия Максимовича Максимова, Иллариона Михайловича Прянишникова, Виктора Михайловича Васнецова и Владимира Егоровича Маковского.

Лев Николаевич Толстой посоветовал П. Третьякову приобрести полотна «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина и «Милосердие» Николая Ге. Отметим, что в 1890 г. Третьяковской галерее был присвоен статус национального музея, а в 1892 г. коллекционер свою галерею подарил Москве. В собрании в это время было более 2 тыс. произведений искусства.

Василий Перов создал для галереи портреты писателей: Фёдора Михайловича Достоевского и Ивана Сергеевича Тургенева, историка Михаила Петровича Погодина, учёного Владимира Ивановича Даля, поэта Аполлона Николаевича Майкова. В 1873 г. И. Крамской создал портрет Льва Николаевича Толстого. Он приезжал в Ясную Поляну, но граф не захотел долго позировать. Поэтому художник зарисовал лишь голову великого писателя, остальное он дописывал по памяти.

Зал искусства 18 века в Третьяковской галерее
Фото: Shakko / Wikimedia Commons

Позже П. М. Третьяков заказывал у Н. Ге портреты Александра Ивановича Герцена, Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, Николая Алексеевича Некрасова, историка Николая Ивановича Костомарова и писателя Алексея Антиповича Потехина.

В настоящее время залы с портретами выдающихся деятелей культуры всегда заполнены посетителями, прибывающими в столицу из различных регионов нашей страны и туристами из разных стран. В 1881 г., на выставке, Павел приобрел картину Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни». Позже в коллекцию Третьяковской галереи вошла «Боярыня Морозова» и другие полотна этого художника.

В 1884 г. коллекция пополнилась полотном Репина «Крестный ход в Курской губернии», и для него был отведен отдельный зал. Впоследствии у этого художника были куплены картины: «Отказ от исповеди» и «Арест пропагандиста». Сергей Михайлович Третьяков завещал Москве половину своего особняка в Лаврушинском переулке, 125 тыс. руб. и обширную коллекцию произведений искусства.

Картина «Боярыня Морозова» в Третьяковской галерее
Фото: Shakko / Wikimedia Commons

В 1890-е гг. фонды Третьяковской галереи пополнились работами художников, которые реалистически изображали жизнь людей труда. Например, «Кочегар» Николая Александровича Ярошенко, «Шахтёрка» и «Смена» Николая Алексеевича Касаткина. Были приобретены картины В. Васнецова «Богатыри» и «Псковитянка», портрет П. И. Чайковского работы Николая Дмитриевича Кузнецова и др.

Немало произведений поступило в дар. В 1894 г. Исаак Левитан подарил картину «Владимирка», Н. Ге — свой портрет, работы Репина, сын Перова — картину отца «Чаепитие в Мытищах». Сначала коллекция занимала несколько комнат в достаточно просторном купеческом особняке Третьяковых.

В 1859 г. братья купили 143 полотна из Туркестанской серии и этюды Василия Верещагина. Из-за этой покупки встал вопрос о строительстве нового здания для галереи. Архитектором выступил Александр Степанович Каминский. Возведение двухэтажного здания было окончено в 1874 г. До 1890 г. здание постоянно достраивалось, коллекция занимала уже 14 залов.

Портрет Дарьи Алексеевны Державиной в Третьяковской галерее
Фото: Shakko / Wikimedia Commons

В 1902 г. здания по проекту Васнецова было решено объединить общим фасадом. Возглавил строительные работы Василий Николаевич Башкиров, стоимость работ составила 30 тыс. руб. В 1903 г. в музее выставили образцы иконописи, ранее приобретенные Третьяковым у антикваров.

В 1905 г. был оборудован зал, где экспонировались портреты художников-демократов: В. Перова, И. Крамского, И. Прянишникова, И. Репина, В. Сурикова и др. Стоит отметить, что в городской думе шли ожесточенные споры по поводу выставляемых картин Михаила Александровича Врубеля «Пан» и «Демон поверженный».

В 1913 г. попечителем музея стал известный живописец и реставратор Игорь Эммануилович Грабарь, который полностью изменил концепцию формирования экспозиции. Теперь поступления выставлялись не отдельно от выставок, а развешивались в историко-хронологическом порядке.

Зал Карла Брюллова в Третьяковской галерее
Фото: Shakko / Wikimedia Commons

В 1918 г. музей национализировали, а экспозиция пополнялась за счёт частных коллекций дворян. В 1919 г. в Третьяковскую галерею поступила картина Владимира Лукича Боровиковского «Портрет князя Ал. Куракина», а в 1921 г. — «Вид соборной площади в Кремле» работы Фёдора Яковлевича Алексеева. Перед фасадом Третьяковки в 1924 г. был установлен памятник В. И. Ленину, а в 1939 г. его заменили на монумент И. В. Сталину.

В 1958 г. на месте памятника Сталину, который был перенесен во двор, была установлена скульптурная группа «Футболисты». И лишь в 1980 г. перед фасадом здания появился памятник П. М. Третьякову, работы Александра Павловича Кибальникова по проекту Игоря Евгеньевича Рожина.

В настоящее время Третьяковская галерея объединяет десятки музеев и мастерских видных российских художников. Есть собственная библиотека и научный отдел. На основе архива создан фонд материалов по изучению русского искусства XIX — XX вв. В следующем нашем материале мы переходим к новой рубрике, где вы сможете посмотреть подробную карту Москвы. На ней отмечены названия улиц, дома, дороги, магазины, отели и достопримечательности.