Фото: MikSed / Wikimedia Commons

Казанский вокзал

Сегодня Казанский вокзал Москвы – один из основных транспортных узлов российской столицы. Ежедневно отсюда отправляется более 40 поездов дальнего следования и около 160 пригородных электричек. Трудно поверить, но узнаваемое здание, в котором сейчас располагается вокзал, когда-то было совсем другим, как, впрочем, и его название.

Первое здание Казанского вокзала начало свою работу в 1862 году, и тогда он назывался Рязанским, поскольку железная дорога, по которой шли отправляющиеся с него поезда, заканчивалась в Рязани. И тогда, и сейчас, это здание – одно из немногих, располагающихся не перпендикулярно путям, чтобы встречать приезжающих, а вдоль них.

Это связано с необходимостью вписать здание в архитектуру Калачевской (сегодня Комсомольской) площади, где тогда уже были построены Ленинградский и Ярославский вокзалы. Первое сооружение было деревянным, а уже спустя два года построили новое, каменное. Оно было маленьким, неудобным, и с ростом пассажиропотока стало ясно, что требуется очередная перестройка.

В 1910 году был объявлен конкурс проектов нового здания Казанского вокзала, который проходил под девизом «Ворота на Восток», отражающим позиционирование будущего вокзала – служить воротами к восточным регионам большой страны. Отметим, что в конкурсе победила работа Алексея Щусева.

Краткая история

Строительство велось не один десяток лет, и окончательно было завершено только в 1940 году. Позже было проведено несколько реконструкций, но в целом, сегодня мы видим то здание Казанского вокзала в Москве, которое строилось под руководством Щусева.

Казанский вокзал в городе Москва
Фото: A.Savin / Wikimedia Commons

Нужно сказать, что это сооружение со сложной архитектурой, в которой соединились национальные татарские и неорусские мотивы. Доминанта всего строения – центральная башня, напоминающая башню Сююмбике в Казани и увенчанная фигурой Зиланта, символа столицы Татарстана.

Интересно, что часами украшена не центральная башня Казанского вокзала, а отдельная, выполненная в венецианском стиле. Она расположена слева от главной, причем циферблат оформлен изображениями знаков Зодиака. Роскошны и интерьеры помещений, особенно бывшего ресторана, в котором сейчас расположен VIP-зал ожидания.

Он богато декорирован позолотой, зеркалами и живописными вставками работы художника Лансере. Первоначальный проект предполагал оформление помещений работами нескольких знаменитых художников, среди которых Зинаида Серебрякова, Борис Кустодиев, Александр Бенуа и другие.

Казанский вокзал на Комсомольской площади в Москве
Фото: Alexander Kachkaev / Wikimedia Commons

Все они создали эскизы оформления, которые должны были разместиться в музее вокзала. Однако революция 1917 года нарушила эти планы, музей так и не был создан, а эскизы были распроданы в государственные и частные коллекции.

Последняя реконструкция Казанского вокзала была проведена в 1987-1997 годах, причем основой для нее стали чертежи Щусева. Новые корпуса явились продолжением основного здания и гармонично вписались в основную концепцию этого железнодорожного узла. Тогда же над платформами вокзала появился уникальный навес, общая площадь которого – 17 тыс. кв. метров.

Вокзал сегодня

Сегодняшний Казанский вокзал в Москве – это современное здание, оснащенное всем необходимым для комфортного ожидания поезда. Здесь есть кассы, несколько залов ожидания с разными уровнями комфорта, в том числе для маломобильных пассажиров, камеры хранения, медпункт. Несколько неожиданных фактов о современном вокзале.

Отправление поездов с Казанского вокзала в Москве
Фото: Ninara / Wikimedia Commons

В здании расположен зал для игры в сквош, который принадлежит одному из московских сквош-клубов. В феврале 2023 года в здании Казанского вокзала открылась смотровая площадка, которая расположена на балконе центральной башни. Подняться на нее можно в составе сборной группы из 10 человек, группа собирается в начале каждого часа с 10 до 21.

Обращаем ваше внимание, что во время подъема на площадку придется преодолеть 188 ступеней. В стоимость билета входит аудиогид. Подниматься будет не скучно, поскольку в это время можно послушать увлекательную лекцию об истории творения Щусева. На втором и третьем этажах работает гостиница.

Также в ожидании поезда можно прогуляться до памятника Черепановым – крепостным, которых называют создателями российских железных дорог. Именно они придумали первую железнодорожную ветку и паровозы для металлургических заводов Демидовых на Урале. В следующем нашем материале мы расскажем вам про Ярославский вокзал в Москве, который расположен рядом. Вы узнаете расписание поездов, стоимость билетов, услуги и адрес.