Фото: 1zyn1 / Wikimedia Commons

Курский вокзал

Курский вокзал в Москве — один из лидеров по пассажиропотоку и в месяц он обслуживает более 6,5 млн. пассажиров. Если говорить про его направления, то это Нижний Новгород, Тула, Белгород, Владимир, Курск, Орел, Орехово-Зуево и другие. В летний сезон поезда активно курсируют в южное направление, например, в Анапу, Адлер, Сухум.

Курский вокзал в 1896 — 1935 гг. назывался Курско-Нижегородским и его строительство было окончено в 1861 г. Он располагался за городом у Покровской заставы на ул. Нижегородской. Отметим, что место было выбрано лично инженер-генералом Павлом Петровичем Мельниковым, который являлся первым министром путей сообщения Российской Империи.

Перед ним была поставлена задача: в самые короткие сроки организовать пассажирское сообщение между столицей и регионами. К тому же земля за пределами города стоила значительно дешевле. Главное управление железных дорог планировало получить участок поближе к центру Москвы и в проектной документации вокзал указывался как временный.

Деньги на сооружение здания выделялись с большими задержками и в неполном объеме. В результате было построено одноэтажное деревянное здание. Количество пассажиров увеличивалось и требовался новый вокзал. Нужно сказать, что этот вопрос обсуждался в «высоких кабинетах» более 30 лет. Предлагались различные варианты, но все предложения упирались в финансирование, которого явно не хватало.

Описание

В 1894 г. госказна выкупила Нижегородскую ж/д. и были образованы: Московско-Курская, Нижегородская и Муромская ж/д. Спустя два года здание Нижегородского вокзала было закрыто, а поезда перенаправлялись на новый Курский вокзал. Здание построили по проекту Николая Ивановича Орлова, двухэтажное здание было выполнено из белоснежного камня и на то время этот вокзал был самым просторным в Москве.

Здание Курского вокзала в Москве
Фото: Gennady Grachev / Wikimedia Commons

Залы освещались большими стеклянными фонарями. Над центральной частью здания было две небольшие башенки, а над главным входом возвышался двухколонный портик. На первом этаже были залы для пассажиров и багажа. На верхнем этаже размещались служебные помещения. В 1930-х годах власти Москвы приняли решение реконструировать Курский вокзал, для чего был проведен всесоюзный конкурс.

Жюри заинтересовал проект Ивана Александровича Фомина. Он предложил поднять уровень земли под зданием, а над путями перекинуть большую арку с полупрозрачными сводами. В итоге, решили ограничиться реставрацией существующего здания в классическом стиле. Следующая масштабная реконструкция прошла уже в 1968 — 1972 гг.

Здание обрело остеклённый фасад, который разлинован сеткой переплётов из алюминия и интересную складчатую крышу, с козырьком в 9 метров. Старое здание вокзала вошло в состав нового. Был сохранен архитектурный декор в его центре, интерьер в зале ожидания и задний фасад. Все здание облицевали мрамором. В 2020 г. началась реконструкция платформ Курского вокзала.

Сейчас, это один из 9 железнодорожных вокзалов Москвы, который расположен на Садовом кольце. Также у вас будет отличная возможность посетить популярный у москвичей и гостей столицы торгово-развлекательный центр «Атриум», который находится рядом. В следующем нашем материале мы расскажем вам про Белорусский вокзал в Москве, где вы узнаете актуальное расписание поездов и стоимость билетов.