Фото: A.Savin / Wikimedia Commons

Павелецкий вокзал

Павелецкий вокзал сегодня связывает Москву с Поволжьем, курортными и южными регионами. За свою историю он не переименовывался, однако история его названия сопровождается немалой путаницей. Еще один интересный факт – за время своего существования здание вокзала увеличилось практически в 6 раз. Рассказываем, как и почему это произошло. В конце XIX века была построена Рязанско-Уральская железная дорога, связывавшая 12 губерний.

Ее конечной точкой стал Павелецкий вокзал, названный по имени поселка Павелец в Рязанской области. В его окрестностях добывали камень, который использовался для возведения многих московских зданий, в том числе и для храма Христа Спасителя. Для доставки этого строительного материала и нужна была отдельная железнодорожная ветка до Москвы.

Кроме того, дорогу планировали использовать для транспортировки хлеба из плодородных южных губерний. Открытие вокзала состоялось в 1900 году. Его первое здание, построенное по проекту архитектора Дидерихса, было довольно скромным. При этом внутри вокзал был достаточно вместительным и уютным, с тремя залами ожидания, буфетом, а также залом билетных касс.

Рядом располагался самый дешевый в столице рынок: крестьяне, которые приезжали в Москву торговать мясом и овощами, предпочитали не тратиться на перемещение по столице и разворачивали торговлю прямо около здания вокзала. Такой вид Павелецкий вокзал имел вплоть до начала 1980-х годов, когда была проведена масштабная реконструкция.

Отправление поездов с Павелецкого вокзала в Москве
Фото: stroi.mos.ru / Wikimedia Commons

Перед архитекторами стояла непростая задача – они должны были сохранить облик здания, но при этом значительно увеличить его и сделать более современным. Это цель была достигнута: здание стало больше в 6 раз, но сохранили первоначальный стиль. Интересно, что при расширении сооружение «поглотило» некоторые соседние – например, вестибюль станции метро Павелецкая (наземный), который теперь находится внутри вокзала.

Название

Еще одна интересная история связана с названием вокзала. В интернете можно найти информацию, что изначально он назывался Саратовским, а Павелецким стал только в 1940 году. Такая версия возникла потому, что на некоторых дореволюционных открытках с изображением здания он именуется Саратовским, но это скорее, «народное» название.

Пассажиры на Павелецком вокзале в Москве
Фото: mos.ru / Wikimedia Commons

Существует еще одно неофициальное название – Ленинский. Именно на этот вокзал в 1924 году прибыл поезд, который вез тело Ленина после его смерти, по этой причине и площадь рядом со зданием называлась Ленинской вплоть до начала 1990-х годов. Однако официальным, это название так и не стало.

Примечательно, что этот паровоз сегодня находится в Музее железной дороги, расположенном рядом со зданием Павелецкого вокзала. Он имеет не только мемориальное значение, но и историческое, поскольку демонстрирует особенности подвижного состава того времени. Вокзал построен из красного кирпича, цоколь и фасад облицованы тесаным камнем.

Вокзал сегодня

В настоящее время с Павелецкого вокзала отправляются поезда до Липецка, Тамбова, Саратова, Астрахани, Рязани, Волгограда и Воронежа. С апреля до октября он становится пунктом отправления туристического круизного поезда «Жемчужина Кавказа», который везет туристов из Москвы через Грозный, Махачкалу, Дербент и привозит обратно в столицу.

Кроме того, с Павелецкого вокзала отходят поезда, направляющиеся на некоторые российские курорты – в Анапу, Адлер, Новороссийск. Отсюда отправляются и пригородные электрички – в Домодедово, Каширу, Ступино. Также на этом вокзале находится станция отправления аэроэкспресса до аэропорта Домодедово. В следующем нашем материале мы расскажем вам про Киевский вокзал в Москве, где вы узнаете его краткую историю, актуальное расписание поездов, стоимость билетов и адрес.