Фото: Nikolay Bulykin / Wikimedia Commons

Финляндский вокзал

Финляндский вокзал — один из пяти действующих железнодорожных вокзалов в Санкт-Петербурге. Он расположен на площади Ленина и обслуживает поезда пригородного направления, а также маршрут до Хельсинки. Первое вокзальное здание было построено в 1870 г. по архитектурному проекту Петра Купинского, на ул. Симбирской, которая сейчас является ул. Комсомола.

Вокзал возводился для железной дороги Финляндии, которая должна была связать столицу Российской империи с Великим княжеством Финляндским. Железнодорожное полотно длиной 370 км. от Санкт-Петербурга прокладывали в 1862 — 1870 гг. навстречу уже эксплуатирующейся в Финляндии железной дороге. Линию из России подвели к станции Рихимяки.

В Санкт-Петербурге были проведены публичные торги за право возведения здания вокзала и победу на торгах одержал выборгский купец Павел Яковлевич Яковлев. Интерьерами здания и подбором мебели занимались финские архитекторы Вольмер Вестлинг и П. Дегенер. Нужно сказать, что вся мебель была заказана в Германии.

Здание стало первым каменным вокзалом на этой ветке железной дороги. Оно было одноэтажным и скромным, но архитектурно хорошо продуманным и очень удобным. Торжественное открытие и отправление первого поезда состоялось 13 февраля 1870 г. Свое название вокзал получил от финских специалистов, которые возводили, а впоследствии занимались его обслуживанием до обретения Финляндией независимости в конце 1917 г.

Описание

В годы блокады Ленинграда действующим оставался только этот вокзал и 7 февраля 1943 г. именно сюда с «Большой земли» прибыл первый поезд с продовольствием. Спустя 30 лет, на перроне вокзала, будет установлен первый из 56 мемориальных столбов, которые затем выстроятся вдоль железнодорожного пути «Дорога жизни».

Центральный вход на Финляндский вокзал
Фото: Grigorius m / Wikimedia Commons

В середине прошлого столетия здание Финляндского вокзала было подвергнуто капитальной реконструкции и сооружен наклонный ход станции метро «Площадь Ленина». Построено центральное здание вокзала в стиле функционализмa и выходящий на площадь Ленина фасад здания с 17-ю большими зеркальными окнами, украшенными горельефами, гармонично завершает её архитектурный ансамбль.

Над зданием установлена 16-метровая башня с часами, которую венчает шпиль в 30 метров, а на шпиле — звезда. Пригородные современные поезда «Ласточка» разработаны немецкой компанией «Siemens» специально для Олимпиады в Сочи. А после их завершения поступили в эксплуатацию на некоторые железнодорожные станции Москвы и Санкт-Петербурга.

В 2005 г. на привокзальной площади появился большой фонтан из 20 чаш, из них вверх устремляется 600 струй воды. На перроне вокзала, за стеклом, можно увидеть паровоз H2-293, на котором В. И. Ленин вернулся в Россию. Отметим, что в 1957 г. правительство Финляндии подарило его Советскому Союзу.

Паровоз «М-293» на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге
Фото: Екатерина Борисова / Wikimedia Commons

С этого терминала отправляются пригородные поезда на северо-запад и северо-восток. Можно доехать до Выборга, Приозерска и Всеволожска. Региональный поезд «Ласточка» следует в направлении Карелии до Сортавалы и Хелюля. Как добраться? Кроме метро, до Финляндского вокзала курсирует немало трамваев, троллейбусов, автобусов, а также маршрутных такси.

В здании вокзала есть справочный стол, круглосуточно действует медпункт с дежурным фельдшером. Имеются камеры хранения и банкоматы. Работают небольшие магазинчики, где можно приобрести книгу, которую вы с удовольствием почитаете во время поездки. Рядом продают национальные сувениры и недорогой текстиль.

Загляните в уютное кафе, а в местной столовой можно основательно подкрепиться перед дорогой. А еще можно воспользоваться услугами носильщика и заказать такси. Ежедневно Финляндский вокзал обслуживает свыше 30 тысяч пассажиров. В следующем нашем материале мы расскажем вам про Витебский вокзал в Санкт-Петербурге, где вы узнаете его краткую историю, расписание поездов и адрес.